Вот к вопросу о том, где учиться психотерапии и консультированию. Чтобы давали практические знания. Меня об этом снова спросили, и я подумала, что учиться ведь надо не там, где дают практику, особенно вначале. А там, где меняют мышление. С обычного, бытового, и даже психологического университетского. На специфическое наше психотерапевтическое. Не знаю, есть ли где-то перечисление критериев и особенностей именно такого мышления. Об этом надо подумать и пообсуждать. 1. Первое, что приходит в голову - это такое мышление, которое предполагает неоднозначность, которую нужно выдерживать. То есть отсутствие готовых ответов, размышление и исследование вместо поиска решений. 2. Это мышление, которое подразумевает много вопросов внутри и вовне, то есть и к себе, и про себя (в смысле, не вслух) для выдвижения гипотез, для сопоставления несопоставляемого, и вопросы вслух, клиенту, для максимального прояснения. Это вот мышление с обилием вопросов, опять же, не подразумевающее какого-то однозначного: "А! Вот эврика! Мы нашли корень зла". То есть, опять, способность мыслить так и выдерживать многовариантность. 3. Это мышление-удержание. Или, психоаналитическим языком говоря, наше любимое контейнирование. Когда то, что ты видишь, то, что подразумевается и часто не говорится и не осознается, только до определённой степени переносимо, и затем психика включает защиты, чтобы не думать, не видеть, не слышать. А нам нужно думать дальше, пробивая эти защиты - и клиента, и наши, задавая, опять же, вопросы тогда, когда в обычной жизни это было бы уже неприличным и болезненным. 4. Это мышление-наблюдение, когда в поле зрения терапевта держится много слоев, то есть много одновременно открытых и скрытых слоев психики, событий, проявлений. Причем, и со стороны клиента, то есть в его психике, и со стороны третих лиц, не присутствующих, но неявно проявляющихся на консультации, и наших собственных. Эта бесконечная полифоничность, многоголосость происходящего и нашего мышления - тоже то, что развивается в процессе освоения профессии. 5. Это мышление вне наших рамок. Самый сложный, наверное, аспект мышления - допускать то, что ты никогда не допускал, представлять то, что никогда не представлял, принимать то, что воспитание, образ жизни или наши принципы не дают принимать. 6. Самое главное - мышление, которое не навязывается при всем выше сказанном клиенту. Основная часть которого остается внутри нас, и, в лучшем для нас случае, выливается в группах супервизий, поддержки и наших всяких обучениях. Мышление не для того, чтобы потрясти своими открытиями клиента или самого себя, а которое позволяет что-то увидеть, что не видно и никогда не было видно. И все эти вариации и способы мышления кажутся разными в разных методах и подходах, но в какой-то момент ты понимаешь, что, в общем-то, даже при разных психотерапевтических концепциях, у нас есть какой-то общий базовый набор, который в конечном итоге приводит, между прочим, к тому, что нам становится комфортно среди психологов и сложно в других компаниях, и это, конечно, жизненная драма. И только развиваясь в параллели - базовые концепции, изменение мышления, а на основе него, и образа жизни, и подхода к людям, и в последнюю очередь - конкретные техники работы, приведут к нашей очень специфической профессиональной позиции. Наверняка есть еще миллион таких особенностей - и мышления, и других когнитивных процессов, и эмоциональной и поведенческой сфер, потому что то, что я накидала - первое, что пришло в голову. Но вот как-то хочется донести, что профессия наша - сложнее, чем ее стали вдруг преподносить, обесценивая марафонами, рядоположностью с картами таро и им подобным, что совершенно не стыкуется с настоящей психологией. Что красивая фоточка и глубокомысленное изречение о правилах жизни - не есть психология и психотерапия вообще, потому что вот этой однозначности "как надо", как раз, в нашей профессии совсем нет. И что потому учиться долго и довольно мучительно - не каприз, а как раз изменение мышления и жизненных норм.